Имеет ли право собственник жилья сам поменять прибор учёта и кто его опломбирует?

Отвечает помощник прокурора Поныровского района Д.А. Конорев

В соответствии с законодательством оснащение жилого или нежилого помещения приборами учёта, а также их ввод в эксплуатацию, надлежащее техническое использование, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником этого помещения (пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Ввод установленного прибора учёта в эксплуатацию, то есть его документальное оформление, осуществляется исполнителем, в том числе и на основании заявки собственника помещения, где должны быть указаны сведения о собственнике, предлагаемая дата и время ввода установленного прибора в эксплуатацию, его тип и заводской номер, его паспорт и прочее. Следует знать, что исполнителем признаётся юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, который предоставляет потребителю коммунальные услуги.

Потребитель вправе принимать решение об установке прибора учёта, соответствующего требованиям законодательства (согласно пункту 33 Правил), и обращаться за выполнением этих действий к специалистам.

При этом у потребителя есть и обязанности: при обнаружении неисправностей, повреждений прибора учёта или распределителей, нарушения целостности их пломб необходимо немедленно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную указанную исполнителем службу. Правила предусматривают, что в этой ситуации собственник жилья обязан сообщить показания счётчика на момент его выхода из строя и обеспечить условия устранения выявленной неисправности в течение 30 дней. Если потребуется проведение демонтажа прибора учёта, известить исполнителя о проведении указанных работ нужно не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учёта, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда представители сами не явились к указанному сроку.

Что касается опломбирования установленного прибора учёта, эта работа должна быть проведена исполнителем без взимания платы с потребителя, если только опломбирование не производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (п. 81(14) Правил №354). После ремонта, замены счётчика и его поверки пломба устанавливается организацией, осуществляющей водоснабжение.

Таким образом, потребителю предоставлено право установки соответствующего российскому законодательству прибора учёта и выбора организации, которая его установит. А исполнитель не имеет право создавать потребителю по этому поводу препятствий (этот пункт также прописан в Правилах - п.31) - опломбирование вновь установленного счётчика производится бесплатно по заявке собственника жилья за исключением названных выше возможных ситуаций.

 


Печать   E-mail